Детский сад №14 ст. Стародеревянковской

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка от пяти до шести лет

Музыкальная деятельность:

- продолжать детей знакомить с музыкальными произведениями. Способствовать развитию музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки: уметь различать характер песен, пьес, эмоционально воспринимать музыку. Продолжать развитие слухового восприятия и музыкального слуха;

- продолжать развивать ритмичность и координацию движений. Уметь ориентироваться в пространстве, владеть разнообразными видами ритмических и танцевальных движений;

- развивать способность к танцевальному творчеству, уметь согласовывать движение с характером музыкального произведения, двигаться свободно, выразительно передавать музыкальный образ;

- формировать у детей певческие навыки и умения: исполнение песен самостоятельно, с сопровождением и без него, различать звуки по высоте и длительности. Продолжать развитие певческого голоса и его диапозона, речевого дыхания, четкой дикции, силы воли и высоты голоса;

- продолжать знакомить с детскими музыкальными инструментами, осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы. Играть индивидуально и в небольших ансамблях. Способствовать к активации ребенка импровизировать на них.

        1) Слушание: педагог знакомит с творчеством П. И. Чайковского. произведения из «Детского альбома», учит различать трехчастную форму, продолжает знакомить с танцевальными жанрами, учит детей выражать характер произведения в движении, определять жанр и характер музыкального произведения, запоминать и выразительно читать стихи, выражать свое отношение к музыкальным произведениям в рисунке.

2) Пение: педагог учит выразительно петь, протягивая гласные звуки, петь, сопровождая пение имитационными движениями, самостоятельно придумывать продолжение (или короткие истории) к песням, аккомпанировать на музыкальных инструментах, петь соло, подгруппами, цепочкой, «закрытым звуком», расширять певческий диапазон.

3) Музыкально-ритмические движения: педагог учит  детей ритмично ходить в одном направлении, сохраняя дистанцию, ходить парами, тройками, вдоль стен, врассыпную, останавливаться четко, с концом музыки, придумывать различные фигуры, выполнять движения по подгруппам, совершенствовать координацию рук, четко, непринужденно выполнять поскоки с ноги на ногу, выполнять разнообразные ритмичные хлопки, выполнять пружинящие шаги, выполнять прыжки на месте, с продвижениями, с поворотами, совершенствовать движете галопа. передавать выразительный образ, развивать плавность движений.

4) Музыкально-игровое: педагог учит аккомпанировать на музыкальных инструментах, прохлопывать ритмические песенки, понимать и ощущать четырехдольный размер («Музыкальный квадрат»), различать длительности в ритмических карточках, играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические формулы.

Изобразительная деятельность

педагог продолжает развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; знакомит с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного (живопись, графика, скульптура) и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

педагог продолжает развивать эстетического восприятия и творческого воображения, обогащение зрительных впечатлений, приобщение к родной и мировой культуре, формирование эстетических чувств и оценок, воспитание художественного вкуса, формирование эстетической картины мира;

педагог продолжает развивать расширение тематики для свободного выбора детьми интересных сюжетов о своей семье, жизни в детском саду, о бытовых, общественных и природных явлениях с пониманием различных взаимосвязей и причин событий как ключевой идеи сюжета.

педагог поддерживает интерес к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений;

педагог содействует осмыслению связей между формой и содержанием произведения в изобразительном искусстве; между формой, декором и функцией предмета в декоративно-прикладном искусстве; между формой, назначением и пространственным размещением объекта в архитектуре, конструировании и разных видах дизайна;

педагог создает условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, свободного интегрирования разных видов художественного творчества;

педагог содействует формированию эстетического отношения к окружающему миру и «Я»-концепии; создание оптимальных условий для развития целостной личности ребенка и ее свободного проявления в художественном творчестве;

педагог использует различные образовательные ситуации для обогащения художественных впечатлений детей, продолжает знакомить с произведениями национального и мирового искусства. Содействует освоению «языка искусства», овладению доступными средствами художественно-образной выразительности скульптуры, живописи, графики (книжной и прикладной), дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства;

педагог развивает эстетическое восприятие, творческое соображение, художественные интересы и способности;

педагог поддерживает желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях; отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года). Создает условия для того, чтобы дети научились грамотно отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации в соответствии с темой, замыслом или творческой задачей;

педагог поддерживает стремление самостоятельно комбинировать знакомые художественные техники, помогает осваивать новые, поддерживает желание по собственной инициативе объединять разные способы изображения (например, комбинировать силуэтную аппликацию с рисованием, создание объемной формы сочетать с декоративной росписью). В художественно-дидактических играх способствует развитию восприятия цвета, формы, ритма, композиции; к примеру, помогает детям научиться различать цветовые контрасты и нюансы; предлагает размещать цвета по степени интенсивности (до пяти-семи светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.

В лепке педагог обращает внимание детей на связь между художественным материалом, пластической формой и адекватным способом лепки, совершенствует изобразительную технику, в результате чего дети:  осмысленно и точно передают форму изображаемых объектов (бытовых предметов, игрушек, животных, людей, сказочных героев, транспортных средств, зданий, растений), их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, движение отдельных персонажей и взаимодействия в сюжете; продолжают осваивать и творчески комбинировать различные способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный, каркасный, модульный и др.; самостоятельно выбирают приемы оформления и декорирования вылепленного изделия: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или по собственному замыслу.

В рисовании педагог углубляет интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных материалов, инструментов и художественных техник; поддерживает и поощряет креативность, активность, инициативность и самостоятельность, благодаря чему дети: совершенствуют технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно смешивают краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, в т.ч. светлотные; уверенно пользуются кистью, рисуют всем ворсом кисти или концом); создают образ с помощью нескольких цветов или оттенков (например, разные оттенки коричневого при изображении ствола дерева, два-три оттенка красного цвета при изображении яблока); осваивают различные приемы рисования простым и цветным карандашом, пастелью, углем, сангиной, цветными мелками; при этом свободно используют разные цвета и оттенки, стараются регулировать темп, амплитуду и силу нажима;  передают форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; понимают, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит один и тот же объект с разных сторон, каким образом учитываются особенности художественного пространства (форма, величина, фактура фона); передают несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей; при создании сюжета отображают несложные смысловые связи между объектами, стараются показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.

В аппликации педагог продолжает знакомить детей с искусством силуэта и «бумажным фольклором» (старинным искусством вырезывания изделий из бумаги) для обогащения художественной техники, чтобы дети:  творчески выполняли плоскостную и рельефную аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, осенние листья, цветочные лепестки, соломка); активно и с интересом осваивали новые способы вырезания: симметричное, предметное, силуэтное – по нарисованному или воображаемому контуру; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (цветы, снежинки, салфетки, занавески, одежда для кукол); свободно создавали орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи) в сотворчестве с педагогом, родителями и другими детьми.

Педагог постепенно формирует у детей представление о роли искусства в жизни человека и общества, а также о специфике художественных образов.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. 

27 ноября 2023 в 12:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.