Детский сад №14 ст. Стародеревянковской
|
Финансовая грамотностьВ МБДОУ детском саду № 14 ведется работа по изучению финансовой грамотности, реализуемая педагогами старшей и подготовительной групп. За основу взята парциальная программа по формированию азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Экономика для жизни»/Е. А. Богачкова, Т.В. Горшенина. - Новороссийск, 2022. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации. Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным 6 обучением и школой. Целью программы является создание условий для формирования азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, помочь им войти в социально-экономическую жизнь через организацию экономических проектов. Задачи программы: • создать условия для формирования у детей представлений о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, деньги, цена, стоимость, реклама; • способствовать формированию представлений у детей о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; • способствовать формированию личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста через организацию экономических проектов: - понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); - уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; - осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); - применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях; - поддерживать детскую индивидуальность, инициативу и самостоятельность при организации проектной деятельности. Планируемый результат - воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну. В результате освоения Программы дети: адекватно употребляют в играх, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия; понимают суть процесса обмена товара; знают несколько современны профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, менеджер и др.); знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия; в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность; любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других; бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.); следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.); объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка; проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях; сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе; с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям. Формой реализации Программы являются экономические проекты, которые основаны на тематических блоках, связанных между собой задачами и содержанием: - «Труд – продукт», «Деньги, цена и стоимость», «Реклама», «Полезные привычки в быту». Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.
Понятие "деньги". Откуда берутся деньги? Как их тратят? А также закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. Как формируется стоимость товара? А также из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего 21 бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование).
Реклама: правда и ложь. Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).
Полезные экономические навыки и привычки в быту. Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др). Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми. Программа обеспечивает формирование азов финансовой грамотности у детей в возрасте 5 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе. Хотелось бы отметить авторскую игру педагога Антиповой Е.Ю. "Экономический куб".
16 ноября 2023 в 10:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.