Детский сад №14 ст. Стародеревянковской

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка от четырех до пяти лет:

- внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением;

- узнавать песни по мелодии;

- различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы);

- петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение;

- выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками);

- инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы;

- играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

1) Слушание: педагог учит слушать музыку, различать жанровую музыку, узнавать и понимать народную музыку, различать характерную музыку, придумывать простейшие сюжеты (с помощью педагога), познакомиться с жанрами: марш, вальс, танец, определять характер, подбирать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям, мотивировать свой выбор.

2) Пение: педагог учит детей передавать в пении характер песни, петь протяжно, спокойно, естественным голосом, подыгрывать на музыкальных инструментах, правильно выполнять дыхательные упражнения.

3) Музыкально-ритмические движения: педагог учит детей ходить друг за другом бодрым шагом, различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них движения, выполнять разнообразные движения руками, различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей музыки, передавать в движении образы (лошадки, медведь),выполнять прямой галоп, маршировать в разных направлениях, выполнять легкий бег врассыпную и по кругу, легко прыгать на носочках, спокойно ходить в разных направлениях.

4) Игра на детских музыкальных инструментах: педагог учит детей ходить друг за другом бодрым шагом, различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них движения, выполнять разнообразные движения руками, различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей музыки, передавать в движении образы (лошадки, медведь),выполнять прямой галоп, маршировать в разных направлениях, выполнять легкий бег врассыпную и по кругу, легко прыгать на носочках, спокойно ходить в разных направлениях.

Изобразительная деятельность

педагог развивает эстетическое восприятие и творческое воображение; обогащает детей художественными впечатлениями; знакомит с произведениями изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства; формирует первые представления о дизайне; знакомит с «языком искусства» на доступном уровне;

педагог расширяет тематику детских работ (природа, бытовая культура, человек, сказочные и поэтические сюжеты), поддерживает желания изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, радуга, снегопад, град) и яркие события общественной жизни (праздники, фестивали, Олимпиада);

педагог развивает осмысление взаимосвязей между объектами (в окружающем мире, фольклоре, художественной литературе) как темы для изображения; самостоятельный поиск замыслов и сюжетов; выбор способов и средств их воплощение в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности;

педагог расширяет художественный опыт детей; содействие развитию «умной моторики» и дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами (пятно, линия, штрих, форма, ритм);

педагог содействует формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; стимулирует интерес к выражению своих представлений и эмоций в художественной форме; создает оптимальные  условия для развития уникальной личности ребенка, ее свободного проявления в художественном творчестве.

педагог содействует развитию художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса. Обогащает детей эстетическими впечатлениями в области национального и мирового искусства. Знакомит с «языком искусства», основными средствами художественно-образной выразительности живописи, графики (книжной и прикладной), архитектуры, скульптуры, дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства. Вводит в активный словарь новые термины, связанные с искусством и культурой (художник», «музей», «выставка», «картина», «мольберт», «палитра» и др.). Развивает художественное восприятие: умение «войти» в образ, вступить в «диалог» с его творцом (художником, мастером, дизайнером). Побуждает детей самостоятельно выбирать художественные техники для создания выразительных образов, используя для этого освоенные способы и приемы. Советует сочетать различные виды деятельности, художественные техники и материалы при создании одной композиции (макета, коллажа, панно), когда одни дети вырезают детали, другие приклеивают, третьи конструируют из бумаги, четвертые прорисовывают (например, сюжеты «Наш город», «На ферме»). Показывает возможность создания одного и того же образа (солнце, цветок, бабочка) в разных художественных техниках и видах деятельности (в рисунке, аппликации, лепке, художественном конструировании и труде). Поощряет проявления инициативы, самостоятельности, увлеченности в поиске и реализации творческих замыслов. При организации коллективных работ («Золотая осень», «Праздничный салют», «В деревне», «На улице») учит согласовывать замыслы и действия, планировать работу. Проявляет уважение к художественным интересам каждого ребенка, бережно относится к результатам его творческой деятельности; создает условия для экспериментирования и самостоятельного художественного творчества. Консультирует родителей (или их законных представителей), как поддержать индивидуальные интересы и способности ребенка, каким образом организовать дома его художественную деятельность и создать портфолио творческого развития.

В лепке педагог поддерживает у детей интерес к созданию объёмных фигурок, рельефных изображений, простых композиций из глины, пластилина, солёного теста; знакомит с обобщенными способами лепки; обогащает замыслы в процессе восприятия скульптуры, народной игрушки, мелкой пластики, благодаря чему дети: увлеченно экспериментируют с пластическим материалом, расширяя опыт его преобразования и создания различных фигурок и композиций; заинтересованно и целенаправленно обследуют предмет (зрительно и тактильно), выделяют обобщенную форму (шар, куб, цилиндр, овоид, диск, пластина) и выбирают рациональный способ формообразования; понимают взаимосвязь между характером движений руки и получаемой формой (регулируют силу нажима, комбинируют способы, вдавливают для получения полой формы); самостоятельно применяют в лепке освоенные способы (скульптурный, конструктивный, комбинированный, каркасный, рельефный) и приемы (оттягивание, примазывание, защипывание, прищипывание); самостоятельно используют стеку и различные штампики для передачи характерных признаков создаваемого образа; изобретают свои способы лепки; стремятся к более точному изображению (моделируют форму кончиками пальчиков, сглаживают места соединения частей и всю поверхность изделия, передают фактуру); осваивают разные способы соединения частей в целое.

В рисовании педагог поддерживает интерес детей к творческому освоению изобразительных материалов (краски гуашь и акварель, пастель) и художественных инструментов (кисть, карандаш, фломастер, мелок, штампики в технике «принт»); знакомит с новыми способами рисования; предлагает для декоративного оформления рукотворные игрушки из глины, соленого теста, бумаги, картона; воспитывает самостоятельность, инициативность, уверенность, благодаря чему дети: с интересом создают образы и простые сюжеты (по представлению, с натуры и по собственному замыслу), уверенно передают основные признаки изображаемых объектов (структуру, пропорции, цвет); самостоятельно находят композиционное решение с учетом замысла, а также размера и формы листа бумаги; создают геометрические и растительные орнаменты на полосе, квадрате, прямоугольнике, фигурном силуэте; украшают узорами плоскостные и объемные изделия; уверенно и свободно используют освоенные изобразительно-выразительные средства (линия, штрих, мазок, пятно, форма, ритм, симметрия/ асимметрия и др.) для создания сюжетных и орнаментальных композиций с учетом особенностей художественного пространства (форма, размер и цветовое решение фона); увлеченно экспериментируют с художественными материалами и инструментами; обследуют и более точно передают форму объектов через обрисовывающий жест; координируют движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве, мелкие – для прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров, локальные – в процессе штриховки и возвратные – в процессе тушевки).

 В аппликации педагог расширяет представление детей о возможностях этого вида деятельности, сочетающего особенности изобразительного и декоративно-прикладного искусства; знакомит с историей и спецификой «бумажного фольклора», знакомит с ножницами как художественным инструментом, увлекает техникой «коллажирование»; развивает способности к цветовосприятию и композиции, в результате чего дети: создают различные композиции: предметные (пирамидка, яблоко, домик), сюжетные (кораблики на реке, рыбки в аквариуме), абстрактные (осеннее настроение, радость), декоративные (полосатый коврик, ваза с цветами) из готовых и/или самостоятельно созданных форм (полосок, кругов, квадратов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги, бумажных силуэтов); составляют аппликации из природного материала (осенних листьев простой формы), наклеек, фантиков, билетов, кусочков ткани; начинают пользоваться ножницами как художественным инструментом, соблюдая правила техники безопасности (правильно держать и передавать, резать, вырезывать, убирать на место).

Педагог привлекает внимание детей к общему абрису предмета, форме и взаимному размещению частей, учить выделять цвет, основные и дополнительные элементы, чтобы дети смогли более точно передать строение и характерные особенности изображаемого предмета. Соблюдает основной принцип организации восприятия предмета: от целого – к составляющим частям (и характерным признакам) – и опять к целому. Постоянным помощником воспитателя становится художественное слово.

27 ноября 2023 в 12:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.