Детский сад №14 ст. Стародеревянковской
|
Практики субъектностиОдним из принципов, на которых построена Федеральная образовательная программа дошкольного образования, является признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет ценностные ориентации дошкольного образования — направленность педагогического процесса на содействие становлению и развитию инициативности, активности, самостоятельности, любознательности, рефлексивности. Эти качества личности могут быть обобщены понятием «субъектность». Именно развитие субъектности детей и педагогов позволяет обеспечить индивидуализацию образования дошкольников не просто как технологическую особенность современного педагогического процесса, но прежде всего, как условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве. При этом развитие субъектности ребёнка и взрослого рассматривается в тесной взаимосвязи. Иными словами, субъектность можно рассматривать как основу личности, как интегральную способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Она проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности. Основные проявления субъектной позиции ребёнка в разных видах деятельности: – интерес к деятельности; – избирательное отношение к разным видам деятельности; – инициативность, желание заниматься тем или иным видом деятельности; – самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности. В рамках современного видения проект — уникальный метод в развитии субъектных проявлений ребёнка-дошкольника, так как выступает в качестве средства формирования новообразований личности ребёнка: рефлексии, произвольности, внутреннего плана действий, что является одним из главных условий в сопровождении ребёнка по образовательному маршруту в период завершения дошкольного образования и подготовки к обучению в школе. Посмотреть материалы проекта "Что главное в машине?" (к конкурсу "Я - исследователь") можно здесь. Развитие субъектности дошкольника и развития субъектности педагога дошкольного образования тесно взаимосвязаны. Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом "Читающая мама - читающая страна". С видеоматериалами проектов можете ознакомится здесь - Видеоматериал "Читающая мама - читающая страна (номинация "Ушинскому 200 лет" Видеоматериал "Читающая мама - читающая страна (номинация "Семейные традиции. Добрые сказки" Видеоматериал "Читающая мама - читающая страна (номинация "Читаем о героях и подвигах"" А еще очень интересно изучать экологические проекты. Как это было у нас, можете ознакомиться здесь. Апробированные конспекты мероприятий, занявшие призовые места: Конспект развлечения (ко Дню защитников Отечества); Конспект воспитательного мероприятия (ко Дню защитников Отечества); Конспект образовательного мероприятия (ко Дню отца). Культурные практики педагог организовывает во вторую половину дня. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность. К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы. Культурные практики предоставляют ребенку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив: -в игровой практике ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива); - в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания); - в познавательно-исследовательской практике - как субъект исследования (познавательная инициатива); - в коммуникативной практике - как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива); - чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно - исследовательской, продуктивной деятельности). Например, о проектах по изучению финансовой грамотности вы можете посмотреть здесь. Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое. В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей.
14 ноября 2023 в 21:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.