Детский сад №14 ст. Стародеревянковской

Практики субъектности

 Одним из принципов, на которых построена Федеральная образовательная программа дошкольного образования, является признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет ценностные ориентации дошкольного образования — направленность педагогического процесса на содействие становлению и развитию инициативности, активности, самостоятельности, любознательности, рефлексивности. Эти качества личности могут быть обобщены понятием «субъектность». Именно развитие субъектности детей и педагогов позволяет обеспечить индивидуализацию образования дошкольников не просто как технологическую особенность современного педагогического процесса, но прежде всего, как условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве. При этом развитие субъектности ребёнка и взрослого рассматривается в тесной взаимосвязи.

Иными словами, субъектность можно рассматривать как основу личности, как интегральную способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Она проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности.

Основные проявления субъектной позиции ребёнка в разных видах деятельности: 

– интерес к деятельности; 

– избирательное отношение к разным видам деятельности; 

– инициативность, желание заниматься тем или иным видом деятельности; 

– самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

В рамках современного видения проект — уникальный метод в развитии субъектных проявлений ребёнка-дошкольника, так как выступает в качестве средства формирования новообразований личности ребёнка: рефлексии, произвольности, внутреннего плана действий, что является одним из главных условий в сопровождении ребёнка по образовательному маршруту в период завершения дошкольного образования и подготовки к обучению в школе. 

Посмотреть материалы проекта "Что главное в машине?" (к конкурсу "Я - исследователь") можно здесь.

Развитие субъектности дошкольника и развития субъектности педагога дошкольного образования тесно взаимосвязаны. Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом "Читающая мама - читающая страна". С видеоматериалами проектов можете ознакомится здесь -  Видеоматериал "Читающая мама - читающая страна (номинация "Ушинскому 200 лет"

Видеоматериал "Читающая мама - читающая страна (номинация "Семейные традиции. Добрые сказки"

Видеоматериал "Читающая мама - читающая страна (номинация "Читаем о героях и подвигах""

А еще очень интересно изучать экологические проекты. Как это было у нас, можете ознакомиться здесь.

Апробированные конспекты мероприятий, занявшие призовые места:

Конспект развлечения (ко Дню защитников Отечества);

Конспект воспитательного мероприятия (ко Дню защитников Отечества);

Конспект образовательного мероприятия (ко Дню отца).

Культурные практики педагог организовывает во вторую половину дня. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность. 

К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы. Культурные практики предоставляют ребенку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив: 

-в игровой практике ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива);

- в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания); 

- в познавательно-исследовательской практике - как субъект исследования (познавательная инициатива); 

- в коммуникативной практике - как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива); 

- чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно - исследовательской, продуктивной деятельности). 

Например, о проектах по изучению финансовой грамотности вы можете посмотреть здесь.

Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое. В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей.


14 ноября 2023 в 21:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.